Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Соработнечество

В основу программы развития МАОУ СОШ №19 положено моделирование нового образовательного пространства на основе системно-деятельностного и социокультурного подходов, где системообразующим фактором является духовно-нравственное развитие всех участников образовательного процесса.

Построенная таким образом система образования и воспитания позволяет детям изучать не отдельные предметы, а формировать детско-взрослую общность, живущую одними категориями и ценностями. В то же время, системообразующая работа позволяет ярче увидеть те  проблемные зоны, которые были недостаточно продуманы и спроектированы.

Возможность формирования современного образовательного пространства мы видим только в сетевом взаимодействии с другими образовательными учреждениями.

Инновации в условиях образовательной сети приобретают эволюционный характер, что связано с непрерывным обменом информацией и приобретенным опытом. Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться.

Реализация образовательной программы в  сетевой форме дает возможность повысить качество образования и позволяет аккумулировать лучший опыт образовательных организаций, в том числе в области профессиональной подготовки кадров, а также актуализировать образовательные программы с учетом уровня и особенностей ресурсного обеспечения реальной профессиональной деятельности.

Сетевая форма реализации ООП – единственный способ освоения на современном уровне предметной области «Технология», при отсутствии ресурсного обеспечения в образовательной организации.

Программа предмета «Технология» обеспечивает формирование у школьников технологического мышления, позволяет формировать у обучающихся ресурс практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Предмет «Технология» является базой, на которой может быть сформировано проектное мышление обучающихся, в программу включено содержание, адекватное требованиям ФГОС к освоению обучающимися принципов и алгоритмов проектной деятельности.

Проблемы социально-педагогического сопровождения детей мы решаем комплексно, в том числе вопросы профориентации, трудоустройства наших выпускников, многие из которых получают адресную помощь.

В 2015 году в школе была разработана Программа педагогической поддержки профессионального самоопределения подростка. Программа успешно реализуется в условиях сетевого взаимодействия учреждений основного образования (МАОУ СОШ №19 и МАОУ лицея №18 г. Калининграда), профессионального образования (ГБУ КО ПОО «Колледж мехатроники и пищевой индустрии» г. Светлого) и дополнительного образования (МАУДО ДДТ «Родник»);  является долгосрочной, комплексной  и предполагает тесное взаимодействие всех участников образовательных отношений в поэтапном проектировании профессиональной деятельности учащегося.

Алгоритм сетевой реализации предметной области «Технология» ООП ООО был разработан рабочей группой школы и колледжа в августе 2016 года. Пройдя первичную апробацию в 2016-2017 учебном году, были выявлены проблемные зоны и скорректирована работа по  разработке системы формирования профессиональных интересов учащихся и проектирования профессионального образовательного маршрута во взаимодействии семьи, школы и сетевых партнеров.

Была сформирована нормативно-правовая и организационно-методическая база реализации программы, внесены изменения в ООП ООО в части реализации предметной области «Технология». Для учащихся и их родителей разработана  система поэтапного проектирования и корректировки профессионального маршрута, что способствует  повышению учебной мотивации учащихся в личностно ориентированном и деятельностном подходе к освоению профессии.

Проблемно-творческой группой педагогов разработана модель построения индивидуального образовательного маршрута профессионального самоопределения учащегося с 5-го по 10-й класс.

Результаты реализации программы и результативности сетевой деятельности открыты в информационно-образовательном пространстве школы, муниципалитета и региона (сайт, стенды, публичные выступления).   

За последние 3 года около 50% выпускников 9-х классов стремятся продолжить образование в профессиональных учебных заведениях начального и среднего образования.

При этом выявляются проблемы профессионального самоопределения подростков:

- расхождение профессиональных запросов выпускника и его образовательных возможностей;

-    расхождение профессиональных запросов выпускника и его семьи;

-    отсутствие знаний о рынке востребованных профессий в регионе;

-  отсутствие знаний о профессиональных возможностях и учебных заведениях НПО и СПО региона.

Но самая главная проблема (особенно в асоциальных семьях) – отсутствие учебной мотивации в получении профессии – подростку все равно где учиться, чему и как. Родители в таких семьях не чувствуют личной ответственности за освоение профессии их чадами. Поэтому проблемы профессионального самоопределения подростков требуют комплексного и системного решения.

По нашему мнению, значительная часть ответственности в осознанном выборе профессионального пути, лежит на самом подростке. Задача педагогического сопровождения процесса заключается в создании условий, позволяющих подростку обдумать этот выбор с собой, обсудить со сверстниками, осознанно спланировать продвижение в профессии и принять ответственное решение.

Именно такие условия созданы в разработанной нами программе, с целью рефлексии и корректировки подростками своих профессиональных выборов.

В 2017-2018 учебном году ООП ООО в предметной области «Технология» реализовывалась  в сетевой форме:

Класс

Форма реализации

МАОУ СОШ №19

МАОУ лицей №18

ГБУ КО ПОО «Колледж мехатроники и пищевой индустрии» г. Светлого

5 класс

-

Инвариантные (75%) и вариативные (25%) модули

-

6 класс

-

-

7 класс

-

-

8 класс

Профессиональные пробы (по выбору)

Профессиональные пробы (по выбору)

Профессиональные пробы

(по выбору)

9 класс

Курс по выбору «Твоя профессиональная карьера»

-

Курс по выбору «Первая профессия»

В 5-7-х классах программа учебного предмета «Технология» (68 час) состояла из 51 часа инвариантных модулей и 17 часов вариативных модулей по выбору обучающихся и их родителей (законных представителей). Методический конструктор выборных модулей был апробирован впервые. Ребенок и его родители могли выбрать из перечня предложенных модулей 1 вариативный (на 17 час) и несколько инвариантных (на 51 час). Анализ выборов модулей дает следующие результаты:  

Наименование модуля

Количество выборов

% выборов

Из них

мальчиков

кол-во/%

девочек

кол-во/%

5 класс    Инвариантные модули (17, 34 час)

Технология обработки древесины и древесных материалов - 17 часов

60

59%

50/ 96%

10/ 18%

Технология обработки металла и искусственных материалов - 17 часов

57

56%

48/ 92%

9/ 16%

Электротехника – 17 часов

57

56%

51 / 98%

6/ 10%

Технологии обработки пищевых продуктов – 17 часов

38

38%

4/ 8%

34/ 61%

Технологии обработки пищевых продуктов – 34 часа

14

14%

2/ 4%

12/ 21%

Технологии обработки текстильных материалов, рукоделие (вышивка) – 34 часа 

37

 

37%

 

0/ 0%

 

37/ 66%

 

Вариативные модули (17 час)

Презентации, видеомонтаж,  компьютерный дизайн в Inkscape

47

47%

21/ 40%

26/ 46%

Основы радиоэлектроники

15

15%

8/ 15%

7/ 13%

Компас  3D

46

46%

23/ 44%

23/ 41%

 

Анализируя результаты выбора модулей пятиклассниками, изучавшими предметную область «Технология» в начальной школе,  в отличном от этого варианте, и их родителями, можно сделать следующие выводы:

- четкое деление выборов по гендерному признаку отсутствует  (исключение – модуль «Технологии обработки текстильных материалов, рукоделие (вышивка)»), что объясняется формированием метапредметных результатов освоения предметной области «Технология» в начальной школе;

- максимальные выборы мальчиков (92-98%) приходятся на индустриальные технологии («Технология обработки древесины и древесных материалов», «Электротехника», «Технология обработки металла и искусственных материалов»), в то время как максимальные выборы девочками технологий ведения домашнего хозяйства («Технологии обработки пищевых продуктов»,  «Технологии обработки текстильных материалов, рукоделие (вышивка)») гораздо ниже – 66-82%;

- обращает внимание, что наименьшее число выборов приходится на модуль «Радиоэлектроника». Смежные модули «Радиоэлектроника» и «Электротехника» в паре выбрали 4 человека из параллели (4%), что может говорить об их предметных интересах.

 

Наименование модуля

Количество выборов

% выборов

Из них

мальчиков

кол-во/%

девочек

кол-во/%

6 класс     Инвариантные модули (17, 34 час)

Технология обработки древесины и древесных материалов - 17 часов

48

48%

43/90%

5/10%

Технология обработки металла и искусственных материалов - 17 часов

50

50%

42/88%

8/15%

Электротехника – 17 часов

58

58%

48/100%

10/19%

Технологии обработки пищевых продуктов – 17 часов

43

43%

8/17%

35/67%

Технологии обработки пищевых продуктов – 34 часа

18

18%

4/8%

14/27%

Технологии обработки текстильных материалов, рукоделие (вышивка) – 34 часа

27

27%

0/0%

27/52%

Вариативные модули (17 час)

Презентации, видеомонтаж,  компьютерный дизайн в Inkscape

60%

29/60%

31/60%

Основы радиоэлектроники

14

14%

11/23%

3/6%

Компас  3D

20

20%

11/23%

9/17%


Анализируя результаты выбора модулей шестиклассниками, изучавшими предметную область «Технология» в 5 классе на базе МАОУ лицея №18,  и их родителями, можно сделать следующие выводы:

- соотношение процентов выборов модулей учащимися 5-х и 6-х классов говорит об уточнении их предметных интересов;

- обращает на себя внимание выбор модуля «Электротехника»: у мальчиков 100%, у девочек – 19%, что почти вдвое больше выборов девочек в 5 классе, - это может служить подготовкой к освоению предметной области «Физика» в 7 классе. 

Обучение учащихся 5-6-х классов велось на основе проектных технологий, методом погружения (4 часа через неделю) и в обновленном режиме (формирование межклассных групп, составление нелинейного расписания), что оказалось сложным в реализации лицеем. На предстоящий учебный год такой режим реализации удастся сохранить только в параллели 7-х классов, которая будет являться экспериментальной в развитии индивидуальных маршрутов раннего профессионального самоопределения учащихся (с 5-го по 11-й класс).

Обучение учащихся 7-х классов было организовано в обычном режиме, 2 часа в неделю и выбор модулей осуществлялся не детьми и их родителями, а образовательной организацией (МАОУ лицеем №18) и строился по гендерному принципу.

В 2017-2018 учебном году доработана модель организации и осуществления сетевого взаимодействия с ГБУ КО ПОО «Колледж мехатроники и пищевой индустрии» г.Светлого и МАОУ лицей №18 г.Калининграда в реализации предметной области «Технология» в 8 классе (34 часа) в форме «Профессиональных проб».

Профессиональные пробы  были организованы  в соответствии с выбором учащихся на 3-х сетевых площадках, расширяющих профессиональные интересы:

 

 

 

Тип профессии

Реализаторы

ГБУ КО ПОО «Колледж мехатроники и пищевой индустрии» г.Светлого

(6 час)

 

МАОУ СОШ №19

(5 час)

МАОУ лицей №18

(17 час)

Человек – Знаковая система

Оператор информационных систем; Наладчик компьютерных сетей

Системный администратор

3D  прототипирование    

 

Человек - Техника

Слесарь механосборочных работ; Слесарь по ремонту автомобилей

-

Черчение с элементами технического конструирования

Фрезерные работы на станках с ЧПУ

Человек – Художественный образ

-

Визажист; Журналист

Технология моды

 

Человек - Человек

-

Учитель; Секретарь

Ресторанный сервис   

Комплексные

Повар; Кондитер; Технолог по мясопереработке

Радиоведущий

-

В 8 классе содержание предмета конструируется в одном из трех вариантов образовательного маршрута:

- 2 модуля по 17 часов (общее количество 34 часа);

- 1 модуль 17 часов, 2 модуля по 6 часов, 1 модуль 5 часов (общее количество 34 часа);

- 4 модуля по 6 часов, 2 модуля по 5 часов (общее количество 34 часа).

В 9 классе за счет часов, отведенных на предпрофильную подготовку, на базе ГБУ КО ПОО «Колледж мехатроники и пищевой индустрии» г.Светлого, 26 человек (46% от общего количества) освоили курсы  «Первая профессия» (68 часов) по профильным направлениям: «Повар», «Технолог пищевого производства», «Наладчик компьютерных сетей», «Слесарь по ремонту автомобилей», получив по итогам подтверждающий Сертификат колледжа.

Анализ выборов учащимися 8-х классов модулей профессиональных проб позволяет спроектировать их дальнейшие образовательные маршруты:

Класс

Количество учащихся

Выборы модулей профессиональных проб

ГБУ КО ПОО «Колледж мехатроники и пищевой индустрии» г.Светлого

(кол-во/%)

Из них 100% выборов

(кол-во/%)

МАОУ СОШ №19 г.Калининграда

(кол-во/%)

Из них 100% выборов

(кол-во/%)

8 А

25

19 / 76%

2 / 8%

21 / 84%

4 / 16%

8 Б

22

19 / 86%

1 / 5%

19 / 86%

3 / 14%

8 В

23

22 / 96%

5 / 22%

18 / 78%

0 / 0%

8 Г

23

21 / 91%

8 / 35%

13 / 57%

2 / 9%

Таким образом, 16 человек (17% от общего количества по параллели) освоили модули только на базе ГБУ КО ПОО «Колледж мехатроники и пищевой индустрии» г.Светлого. Можно предположить, что именно эти учащиеся желают продолжить профессиональное образование после 9 класса, и нацеливать их на выбор курса «Первая профессия». 9 учащихся (10% от общего количества по параллели) освоили модули только на базе школы, что говорит о стремлении продолжить обучение в старшей школе.

По итогам 3-х лет сетевой реализации предметной области «Технология» ООП ООО,  нами сформирована нормативно-правовая база осуществления процесса:

- Договор о сетевой форме реализации образовательной программы (разработан в 2015 году, поправки вносились в 2016, 2017 годах);  

- Положение об организации профессиональных проб учащихся МАОУ СОШ №19 г. Калининграда (разработано в 2016 году) - документ, регламентирующий новую форму организации учебного процесса освоения предметной области «Технология» - «профессиональная проба»;

- Изменения в ООП ООО, в соответствии с двумя предыдущими документами (2015-2017 годы);

- Рабочие программы педагогов, ведущих модули «Профессиональные пробы» (ежегодно);

- Порядок осуществления выборов «Профессиональных проб» (8 класс) и курсов «Первая профессия» (9 класс), реализуется  учащимися и их родителями (законными представителями) в мае-сентябре, для формирования групп, составления расписания  до начала учебного года.

Анализируя ситуацию, мы видим, что эффект могут принести только деятельностные формы работы, когда ребенок имеет возможность «погружения» в профессию на лабораторном занятии, в разработке проекта, в профессиональной пробе. Мы видим результат самоопределения будущего выпускника 9-го класса в курсе «Первая профессия» и продолжения его образовательного маршрута в колледже после окончания основной общеобразовательной школы.

В итоге мы добились осознанного выбора учащимися  экзаменов государственной (итоговой) аттестации в 9, а затем и в 11 классах; сформировали  у родителей ответственность за качество профессионального самоопределения подростка.

По нашей инициативе было создано школьное сообщество сетевых партнеров по проблеме ранней профориентации с целью обмена опытом и развития внутренней системы повышения квалификации.

Модель сетевой формы реализации основной образовательной программы
Сетевая форма реализации образовательной программы