Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Детско - взрослая общность

Детско - взрослая общность


Наша школа имеет большой опыт работы в области социального проектирования, включающего в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект. Это цельное комплексное явление и его элементы содержательно, логически и структурно связаны друг с другом. Данная практика является необходимым условием для духовно-нравственного становления ребенка в подростковом возрасте  и позволяет учащимся решать основные задачи социализации.
В марте 2012 года школа вошла в число экспериментальных площадок, с 2013 года стала базовой, с 2014 года – стажировочной региональной площадкой по совершенствованию системы духовно-нравственного развития и воспитания школьников. 

Цель экспериментальной деятельности была сформулирована нами как формирование детско-взрослой общности как субъекта СО-бытия в пространстве русской культуры, развитие ценностного уклада жизни школы. Имея в школе достаточные ресурсные условия, способствующие реализации проекта, мы выявили проблемы, которые предстояло решать, и среди них:
- несформированность единого пространства жизнедеятельности семьи и школы;
- недостаточная мотивация к осознанному проектированию и развитию уклада жизни школы на основе базовых национальных ценностей у всех участников образовательного процесса. Пути решения проблем и дальнейшего развития школы заложены в программе ДНРВ «От доброго слова – к доброму делу».
Перспективу развития данного проекта мы видим как поступательное векторное движение от со-вместности к соборности:
- со-вместность как существование в едином смысловом пространстве;
- со-общность как община единомышленников;
- со-бытийность как совместное бытие и деятельность;
- соборность как единство Духа.
Одно из приоритетных направлений деятельности в программе – развитие ученического самоуправления  через социально значимую деятельность всех участников образовательного процесса. Мы видим свою главную задачу в плане социализации ребенка в том, чтобы провести его по лестнице социального становления личности. При этом условно делим этот путь на основные ступени формирования СО-бытия в жизненном пространстве, что и определяет уровень социализации ребенка.
В начальной школе (1-3 классы) основной формой взаимодействия детей в социуме является СО-участие. Дети в этом возрасте, ведомые взрослым, учатся взаимодействовать в группе, команде. Совместно вырабатывают общие правила, получают первый опыт участия в коллективном творчестве. В этот период мы формируем элементы детского самоуправления в игровых формах деятельности. 

В переходный период из начальной школы в основную (4-6 классы) социализация приобретает новую форму – СО-действие. Мы вовлекаем детей в коллективные творческие дела, социальные проекты, соревновательную деятельность. Ученическое самоуправление в своем развитии переходит на следующий этап: дети пробуют себя в разных видах общественной работы в системе временных формирований: сменного актива, советов дел, дежурных командиров. 

В основной школе (7-9 классы) развивается ученическое самоуправление на ступени СО-управления. К этому времени в коллективах определены лидеры, организаторы, правила коллективного взаимодействия, традиции. Социализация приобретает личностно-ориентированный характер: часть коллектива получает навыки управления, другая – организации. Самые эффективные формы деятельности на этом этапе – ролевые игры, соревнования, конкурсы. Приобретается опыт общественной работы не только в классном коллективе, но и в Школьном парламенте. 

В старшей школе (10-11 классы) ученическое самоуправление действительно становится САМОуправлением. Классные коллективы представляют собой самостоятельные детские общественные организации с постоянным распределением общественных ролей. Ученические активы самостоятельно организовывают творческую, общественную, социально значимую деятельность коллектива класса, а в рамках Школьного парламента – всего ученического сообщества школы. В деловых играх, дебатах, социальных акциях и проектах получают опыт взаимодействия с социумом как внутри, так и вне школьного пространства.
Таким образом, мы видим модель выпускника школы как социально сформированную личность, обладающую способностью к саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию, самоутверждению, самоопределению.
Эффект развития ученического самоуправления может быть достигнут только через социально значимую деятельность, а именно: когда деятельность необходима и важна для других, учащиеся видят результаты (продукты) своей деятельности и получают общественное признание. По такому принципу формируются в нашей школе временные разновозрастные детские группы, креативные детско-взрослые рабочие группы, общность классов в параллелях.
Социально значимую деятельность мы планируем как проектную. Учебный год в школе разделен на три долгосрочных детско-взрослых проекта: «Золотая осень», «Зимушка-зима», «Весна-красна». 
Ежегодно разрабатываются и реализуются краткосрочные социальные проекты, акции. Главное условие при этом – организация всех дел в совместной детско-взрослой рабочей группе и  обязательно с участием родителей. В проекты вовлекаются все учащиеся без исключения. Дети учетных категорий, имея зачастую низкий уровень интеллектуальных способностей и неуспешных в учебной деятельности, получают возможность показать себя в деятельности творческой и социальной. 

Любую деятельность можно построить как социально значимую, иногда спланировав заранее, а иногда возникшую внезапно. 

Традиции и система социально значимой деятельности в школе приводит к ожидаемым результатам. Школьники приобретают:
- осознание личной сопричастности к истории и культуре родной страны;
- мотивацию на изменения: внутренние (иерархия ценностей) и внешние;
- положительный социальный опыт для личностного развития – быть полезным семье, родной школе, родному городу, родной стране;
- знания об эффективных способах самореализации, удовлетворения потребностей без обращения к опасным соблазнам;
- способность к нравственной рефлексии. 

Как результат – становление личности, укореняющейся в культурно-исторических традициях российского народа и направленной на активную социально значимую деятельность во благо Отечества.