В основу программы развития МАОУ СОШ №19 положено моделирование нового образовательного пространства на основе системно-деятельностного и социокультурного подходов, где системообразующим фактором является духовно-нравственное развитие всех участников образовательного процесса.
Построенная таким образом система образования и воспитания позволяет детям изучать не отдельные предметы, а формировать детско-взрослую общность, живущую одними категориями и ценностями. В то же время, системообразующая работа позволяет ярче увидеть те проблемные зоны, которые были недостаточно продуманы и спроектированы.
Возможность формирования современного образовательного пространства мы видим только в сетевом взаимодействии с другими образовательными учреждениями.
Инновации в условиях образовательной сети приобретают эволюционный характер, что связано с непрерывным обменом информацией и приобретенным опытом. Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться.
Реализация образовательной программы в сетевой форме дает возможность повысить качество образования и позволяет аккумулировать лучший опыт образовательных организаций, в том числе в области профессиональной подготовки кадров, а также актуализировать образовательные программы с учетом уровня и особенностей ресурсного обеспечения реальной профессиональной деятельности.
Сетевая форма реализации ООП – единственный способ освоения на современном уровне предметной области «Технология», при отсутствии ресурсного обеспечения в образовательной организации.
Программа предмета «Технология» обеспечивает формирование у школьников технологического мышления, позволяет формировать у обучающихся ресурс практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Предмет «Технология» является базой, на которой может быть сформировано проектное мышление обучающихся, в программу включено содержание, адекватное требованиям ФГОС к освоению обучающимися принципов и алгоритмов проектной деятельности.
Проблемы социально-педагогического сопровождения детей мы решаем комплексно, в том числе вопросы профориентации, трудоустройства наших выпускников, многие из которых получают адресную помощь.
В 2015 году в школе была разработана Программа педагогической поддержки профессионального самоопределения подростка. Программа успешно реализуется в условиях сетевого взаимодействия учреждений основного образования (МАОУ СОШ №19 и МАОУ лицея №18 г. Калининграда), профессионального образования (ГБУ КО ПОО «Колледж мехатроники и пищевой индустрии» г. Светлого) и дополнительного образования (МАУДО ДДТ «Родник»); является долгосрочной, комплексной и предполагает тесное взаимодействие всех участников образовательных отношений в поэтапном проектировании профессиональной деятельности учащегося.
Алгоритм сетевой реализации предметной области «Технология» ООП ООО был разработан рабочей группой школы и колледжа в августе 2016 года. Пройдя первичную апробацию в 2016-2017 учебном году, были выявлены проблемные зоны и скорректирована работа по разработке системы формирования профессиональных интересов учащихся и проектирования профессионального образовательного маршрута во взаимодействии семьи, школы и сетевых партнеров.
Была сформирована нормативно-правовая и организационно-методическая база реализации программы, внесены изменения в ООП ООО в части реализации предметной области «Технология». Для учащихся и их родителей разработана система поэтапного проектирования и корректировки профессионального маршрута, что способствует повышению учебной мотивации учащихся в личностно ориентированном и деятельностном подходе к освоению профессии.
Проблемно-творческой группой педагогов разработана модель построения индивидуального образовательного маршрута профессионального самоопределения учащегося с 5-го по 10-й класс.
Результаты реализации программы и результативности сетевой деятельности открыты в информационно-образовательном пространстве школы, муниципалитета и региона (сайт, стенды, публичные выступления).
За последние 3 года около 50% выпускников 9-х классов стремятся продолжить образование в профессиональных учебных заведениях начального и среднего образования.
При этом выявляются проблемы профессионального самоопределения подростков:
- расхождение профессиональных запросов выпускника и его образовательных возможностей;
- расхождение профессиональных запросов выпускника и его семьи;
- отсутствие знаний о рынке востребованных профессий в регионе;
- отсутствие знаний о профессиональных возможностях и учебных заведениях НПО и СПО региона.
Но самая главная проблема (особенно в асоциальных семьях) – отсутствие учебной мотивации в получении профессии – подростку все равно где учиться, чему и как. Родители в таких семьях не чувствуют личной ответственности за освоение профессии их чадами. Поэтому проблемы профессионального самоопределения подростков требуют комплексного и системного решения.
По нашему мнению, значительная часть ответственности в осознанном выборе профессионального пути, лежит на самом подростке. Задача педагогического сопровождения процесса заключается в создании условий, позволяющих подростку обдумать этот выбор с собой, обсудить со сверстниками, осознанно спланировать продвижение в профессии и принять ответственное решение.
Именно такие условия созданы в разработанной нами программе, с целью рефлексии и корректировки подростками своих профессиональных выборов.
В 2017-2018 учебном году ООП ООО в предметной области «Технология» реализовывалась в сетевой форме:
Класс |
Форма реализации | ||
МАОУ СОШ №19 |
МАОУ лицей №18 |
ГБУ КО ПОО «Колледж мехатроники и пищевой индустрии» г. Светлого | |
5 класс |
- |
Инвариантные (75%) и вариативные (25%) модули |
- |
6 класс |
- |
- | |
7 класс |
- |
- | |
8 класс |
Профессиональные пробы (по выбору) |
Профессиональные пробы (по выбору) |
Профессиональные пробы (по выбору) |
9 класс |
Курс по выбору «Твоя профессиональная карьера» |
- |
Курс по выбору «Первая профессия» |
Наименование модуля |
Количество выборов |
% выборов |
Из них | |
мальчиков кол-во/% |
девочек кол-во/% | |||
5 класс Инвариантные модули (17, 34 час) | ||||
Технология обработки древесины и древесных материалов - 17 часов |
60 |
59% |
50/ 96% |
10/ 18% |
Технология обработки металла и искусственных материалов - 17 часов |
57 |
56% |
48/ 92% |
9/ 16% |
Электротехника – 17 часов |
57 |
56% |
51 / 98% |
6/ 10% |
Технологии обработки пищевых продуктов – 17 часов |
38 |
38% |
4/ 8% |
34/ 61% |
Технологии обработки пищевых продуктов – 34 часа |
14 |
14% |
2/ 4% |
12/ 21% |
Технологии обработки текстильных материалов, рукоделие (вышивка) – 34 часа |
37
|
37%
|
0/ 0%
|
37/ 66%
|
Вариативные модули (17 час) | ||||
Презентации, видеомонтаж, компьютерный дизайн в Inkscape |
47 |
47% |
21/ 40% |
26/ 46% |
Основы радиоэлектроники |
15 |
15% |
8/ 15% |
7/ 13% |
Компас 3D |
46 |
46% |
23/ 44% |
23/ 41% |
Анализируя результаты выбора модулей пятиклассниками, изучавшими предметную область «Технология» в начальной школе, в отличном от этого варианте, и их родителями, можно сделать следующие выводы:
- четкое деление выборов по гендерному признаку отсутствует (исключение – модуль «Технологии обработки текстильных материалов, рукоделие (вышивка)»), что объясняется формированием метапредметных результатов освоения предметной области «Технология» в начальной школе;
- максимальные выборы мальчиков (92-98%) приходятся на индустриальные технологии («Технология обработки древесины и древесных материалов», «Электротехника», «Технология обработки металла и искусственных материалов»), в то время как максимальные выборы девочками технологий ведения домашнего хозяйства («Технологии обработки пищевых продуктов», «Технологии обработки текстильных материалов, рукоделие (вышивка)») гораздо ниже – 66-82%;
- обращает внимание, что наименьшее число выборов приходится на модуль «Радиоэлектроника». Смежные модули «Радиоэлектроника» и «Электротехника» в паре выбрали 4 человека из параллели (4%), что может говорить об их предметных интересах.
Наименование модуля |
Количество выборов |
% выборов |
Из них |
|
мальчиков кол-во/% |
девочек кол-во/% |
|||
6 класс Инвариантные модули (17, 34 час) |
||||
Технология обработки древесины и древесных материалов - 17 часов |
48 |
48% |
43/90% |
5/10% |
Технология обработки металла и искусственных материалов - 17 часов |
50 |
50% |
42/88% |
8/15% |
Электротехника – 17 часов |
58 |
58% |
48/100% |
10/19% |
Технологии обработки пищевых продуктов – 17 часов |
43 |
43% |
8/17% |
35/67% |
Технологии обработки пищевых продуктов – 34 часа |
18 |
18% |
4/8% |
14/27% |
Технологии обработки текстильных материалов, рукоделие (вышивка) – 34 часа |
27 |
27% |
0/0% |
27/52% |
Вариативные модули (17 час) |
||||
Презентации, видеомонтаж, компьютерный дизайн в Inkscape |
60% |
29/60% |
31/60% |
|
Основы радиоэлектроники |
14 |
14% |
11/23% |
3/6% |
Компас 3D |
20 |
20% |
11/23% |
9/17% |
Анализируя результаты выбора модулей шестиклассниками, изучавшими предметную область «Технология» в 5 классе на базе МАОУ лицея №18, и их родителями, можно сделать следующие выводы:
- соотношение процентов выборов модулей учащимися 5-х и 6-х классов говорит об уточнении их предметных интересов;
- обращает на себя внимание выбор модуля «Электротехника»: у мальчиков 100%, у девочек – 19%, что почти вдвое больше выборов девочек в 5 классе, - это может служить подготовкой к освоению предметной области «Физика» в 7 классе.
Обучение учащихся 5-6-х классов велось на основе проектных технологий, методом погружения (4 часа через неделю) и в обновленном режиме (формирование межклассных групп, составление нелинейного расписания), что оказалось сложным в реализации лицеем. На предстоящий учебный год такой режим реализации удастся сохранить только в параллели 7-х классов, которая будет являться экспериментальной в развитии индивидуальных маршрутов раннего профессионального самоопределения учащихся (с 5-го по 11-й класс).
Обучение учащихся 7-х классов было организовано в обычном режиме, 2 часа в неделю и выбор модулей осуществлялся не детьми и их родителями, а образовательной организацией (МАОУ лицеем №18) и строился по гендерному принципу.
В 2017-2018 учебном году доработана модель организации и осуществления сетевого взаимодействия с ГБУ КО ПОО «Колледж мехатроники и пищевой индустрии» г.Светлого и МАОУ лицей №18 г.Калининграда в реализации предметной области «Технология» в 8 классе (34 часа) в форме «Профессиональных проб».
Профессиональные пробы были организованы в соответствии с выбором учащихся на 3-х сетевых площадках, расширяющих профессиональные интересы:
Тип профессии |
Реализаторы | ||
ГБУ КО ПОО «Колледж мехатроники и пищевой индустрии» г.Светлого (6 час) |
МАОУ СОШ №19 (5 час) |
МАОУ лицей №18 (17 час) | |
Человек – Знаковая система |
Оператор информационных систем; Наладчик компьютерных сетей |
Системный администратор |
3D прототипирование
|
Человек - Техника |
Слесарь механосборочных работ; Слесарь по ремонту автомобилей |
- |
Черчение с элементами технического конструирования Фрезерные работы на станках с ЧПУ |
Человек – Художественный образ |
- |
Визажист; Журналист |
Технология моды
|
Человек - Человек |
- |
Учитель; Секретарь |
Ресторанный сервис |
Комплексные |
Повар; Кондитер; Технолог по мясопереработке |
Радиоведущий |
- |
В 8 классе содержание предмета конструируется в одном из трех вариантов образовательного маршрута:
- 2 модуля по 17 часов (общее количество 34 часа);
- 1 модуль 17 часов, 2 модуля по 6 часов, 1 модуль 5 часов (общее количество 34 часа);
- 4 модуля по 6 часов, 2 модуля по 5 часов (общее количество 34 часа).
В 9 классе за счет часов, отведенных на предпрофильную подготовку, на базе ГБУ КО ПОО «Колледж мехатроники и пищевой индустрии» г.Светлого, 26 человек (46% от общего количества) освоили курсы «Первая профессия» (68 часов) по профильным направлениям: «Повар», «Технолог пищевого производства», «Наладчик компьютерных сетей», «Слесарь по ремонту автомобилей», получив по итогам подтверждающий Сертификат колледжа.
Анализ выборов учащимися 8-х классов модулей профессиональных проб позволяет спроектировать их дальнейшие образовательные маршруты:
Класс |
Количество учащихся |
Выборы модулей профессиональных проб | |||
ГБУ КО ПОО «Колледж мехатроники и пищевой индустрии» г.Светлого (кол-во/%) |
Из них 100% выборов (кол-во/%) |
МАОУ СОШ №19 г.Калининграда (кол-во/%) |
Из них 100% выборов (кол-во/%) | ||
8 А |
25 |
19 / 76% |
2 / 8% |
21 / 84% |
4 / 16% |
8 Б |
22 |
19 / 86% |
1 / 5% |
19 / 86% |
3 / 14% |
8 В |
23 |
22 / 96% |
5 / 22% |
18 / 78% |
0 / 0% |
8 Г |
23 |
21 / 91% |
8 / 35% |
13 / 57% |
2 / 9% |
Таким образом, 16 человек (17% от общего количества по параллели) освоили модули только на базе ГБУ КО ПОО «Колледж мехатроники и пищевой индустрии» г.Светлого. Можно предположить, что именно эти учащиеся желают продолжить профессиональное образование после 9 класса, и нацеливать их на выбор курса «Первая профессия». 9 учащихся (10% от общего количества по параллели) освоили модули только на базе школы, что говорит о стремлении продолжить обучение в старшей школе.
По итогам 3-х лет сетевой реализации предметной области «Технология» ООП ООО, нами сформирована нормативно-правовая база осуществления процесса:
- Договор о сетевой форме реализации образовательной программы (разработан в 2015 году, поправки вносились в 2016, 2017 годах);
- Положение об организации профессиональных проб учащихся МАОУ СОШ №19 г. Калининграда (разработано в 2016 году) - документ, регламентирующий новую форму организации учебного процесса освоения предметной области «Технология» - «профессиональная проба»;
- Изменения в ООП ООО, в соответствии с двумя предыдущими документами (2015-2017 годы);
- Рабочие программы педагогов, ведущих модули «Профессиональные пробы» (ежегодно);
- Порядок осуществления выборов «Профессиональных проб» (8 класс) и курсов «Первая профессия» (9 класс), реализуется учащимися и их родителями (законными представителями) в мае-сентябре, для формирования групп, составления расписания до начала учебного года.
Анализируя ситуацию, мы видим, что эффект могут принести только деятельностные формы работы, когда ребенок имеет возможность «погружения» в профессию на лабораторном занятии, в разработке проекта, в профессиональной пробе. Мы видим результат самоопределения будущего выпускника 9-го класса в курсе «Первая профессия» и продолжения его образовательного маршрута в колледже после окончания основной общеобразовательной школы.
В итоге мы добились осознанного выбора учащимися экзаменов государственной (итоговой) аттестации в 9, а затем и в 11 классах; сформировали у родителей ответственность за качество профессионального самоопределения подростка.
По нашей инициативе было создано школьное сообщество сетевых партнеров по проблеме ранней профориентации с целью обмена опытом и развития внутренней системы повышения квалификации.
Модель сетевой формы реализации основной образовательной программы